Бессмертный полк пензенской полиции. Три ранения и три ордена Николая Кустова

Бессмертный полк пензенской полиции. Три ранения и три ордена Николая Кустова
фото показано с : 58.mvd.ru

2020-5-6 10:00

Приказ выполнили, «языка» доставили. Там я получил минно-взрывное ранение. Шинель вся была порезана в полоску шириной в два сантиметра. После этого ранения шесть месяцев на животе лежал – иначе все болело.

Майора внутренней службы в отставке Николая Афанасьевича Кустова судьба хранила. Его не остановили ни взрыв мины, ни пуля снайпера. Об этом он рассказал в интервью незадолго до 70-летия Великой Победы. Его воспоминания – как луч солнца, который позволяет нам, детям, внукам и правнукам героев, увидеть то, что пришлось пережить ветеранам, когда они были молодыми и рисковали своими жизнями, чтобы подарить жизнь нам, своим потомкам.

Родился я 19 декабря 1924 года в деревне Вишневая Гайка Саратовской области. В середине тридцатых семья переехала в Ашхабад. В 1941 году окончил семилетнюю школу.

Когда война началась, вместе с товарищем записался в аэроклуб. Хотел летать. В январе сорок второго клуб закрыли – штатный состав перебрасывали на фронт. Товарища взяли в летное училище, а меня – нет. И я пошел на механический завод, эвакуированный из Кременчуга – работал закатчиком гранат РГД-33.

В августе 1942 года – семнадцать лет тогда было – призвали в Красную Армию и зачислили в Ашхабадское пехотное училище командного состава.

Жизнью рисковали каждый день

В мае сорок третьего в звании младшего лейтенанта меня направили в Каракалпакию на должность командира взвода стрелкового полка. В октябре 1943 года часть перебросили на Северо-Западный фронт. Вспоминать об этих годах непросто.

Помню, мы дошли до Москвы и там остановились. Дальше идти было нельзя – позиции просматривались противником. Чтобы не заметили нас немцы, передвигались ползком. Чтобы не видели они, что скопление войск идет.

В Псковской области, где Пушкинские горы, ожесточенные бои шли. Мы на одном берегу окопались. Да что окопались – только голову можно укрыть, а все остальное видно. А с другой стороны на нас идут танки. Думаю, пропали. Сейчас раздавят. А нам передают: держитесь, идут «Катюши». А мы все равно держались бы – жить-то хочется! И как начали «Катюши» по танкам работать – все они там и остались.

В тех местах там со мной неприятность случилась: большой ком мерзлой земли в меня попал. По шее ударил. От него до сих пор в ушах звенит. И слышать плохо стал.

С «языком» через минное поле

Был случай в 1943 году. Бои шли под Старой Руссой. Полковой разведке поставили задачу – взять «языка». Нам приказали сопроводить разведчиков через минные поля и встретить их. В минных полях сделали проход, по которому разведка ушла. Мы остались ждать их возвращения. А немцы проход, по которому разведчики прошли, снова заминировали. А затем разведчиков стали преследовать и погнали их на минные поля.

Нужно было наших выводить обратно. Приказ выполнили, «языка» доставили. Там я получил минно-взрывное ранение. Шинель вся была порезана в полоску шириной в два сантиметра. После этого ранения шесть месяцев на животе лежал – иначе все болело. Лежал в госпитале под станцией Бологое.

По излечении в феврале 1944 года был направлен на второй Белорусский фронт, в 22-ю армию, в 576-й стрелковый полк 115-й стрелковой дивизии.

От пули снайпера спасла пуговица

За всю войну три раза меня ранило. Под Курском – первый раз, в Пушкинских горах – второй. Сражения в тех местах были ожесточенные. В реке вода красная становилась от крови.

Последнее ранение я получил в январе 1945 года. Шел бой неподалеку от города Тапиау. Был приказ форсировать Неман. Мы понимали, что можем погибнуть. Накануне все помылись, надели чистое белье, пуговицы начистили.

И вот идет бой. Мы в земле лежали, в укрытии. Когда немцы начали по нам стрелять, смотрю, вражеская пехота к нам бежит. Я своим говорю: «Встать!». Командую, чтобы шли в атаку. Чтобы немцы нас не окружили.

А у немцев тактика была: во время боя выводить из строя командиров. По нам вели прицельный огонь. Я поднялся, и в этот момент снайпер в меня выстрелил. И попал прямо в пуговицу.

Ранение в грудь получилось по касательной. После этого меня наградили орденом Красного Знамени.

Четыре года на войне

В Берлине я не был – туда входил спецотряд, который должен был взять город и водрузить красное знамя на Рейхстаг. Мы с левой стороны шли, а спецотряд – с правой. Мы прикрывали на тот случай, если немцы остались.

Войну я лейтенантом закончил. Проходил курсы усовершенствования офицерского состава. Из Польши в июне 1946 года прибыл домой. Встретили меня на вокзале с четвертью самогона. Все радовались, целовали.

Сначала пошел на завод токарем работать. Затем предложили на службу пойти. В Ашхабаде прошел обучение в трехгодичной школе МВД. И отправился служить на Магадан. Восемь лет там был. Вышел в отставку в 1958 году и переехал в Пензу, на родину супруги. С апреля 1988 года – на заслуженном отдыхе.

СПРАВКА. Николай Афанасьевич Кустов награжден орденами Отечественной войны 1-ой степени, Красного знамени, Красной звезды (дважды), медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За безупречную службу в органах МВД» и многими другими.

Сведения о Николае Кустове в архивах Министерства обороны РФ

1.    Наградной лист от 9 апреля 1944 года (орден Красной звезды)

«31 марта 1944 года, отражая атаку пехоты и танков противника в районе д. Усть-Горушка тов. Кустов, борясь с превосходящими силами противника, не сдал своих позиций и нанес противнику большие потери в живой силе и технике.

Сосредоточив вокруг себя автоматчиков вместе со стрелками, тов. Кустов, проявляя стойкость и мужество, показывая личный пример, организовал крепкий отпор наступавшим фашистам. Сильным автоматно-оружейным огнем сумел отсечь пехоту от танков, заставил залечь ее, тем самым способствовал успешному отражению трехкратной атаки фашистов».

2.    Наградной лист от 21 августа 1944 года (орден Красной звезды)

«Командуя взводом, ворвался в населенный пункт. Удерживая занятый рубеж, Кустов отбил три контратаки противника. В момент затишья проявил инициативу, атаковал немцев и на их плечах ворвался в траншеи немецкой обороны, выбил из них противника, воодушевляя своими подвигами подчиненных взвода. Инициативой, решительностью и смекалкой, проявлением личного примера в атаке, Кустов выбил противника из населенного пункта и из траншей, дав возможность успешно идти вперед наступающей пехоте».

3.    Наградной лист от 26 января 1945 года (орден Красного знамени)

«При прорыве обороны противника по южному берегу р. Неман и р. Немонин Шром с 19 января по 23 января 1945 г. при занятии местечка Но-Хандердор своим личным примером увлекал бойцов за собой, обращая противника в бегство».

Сведения взяты с официального сайта «Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». (www.podvignaroda.mil.ru)

Записал Сергей ПОПЛЁВИН.

Фото автора и из личного архива Николая Афанасьевича Кустова.

Подробнее читайте на ...

противника кустов немцы ранение шли 1944 приказ красного